Негативные факторы во время беременности и родов, психологические проблемы, инфекции и травмы, особенности строения челюстно-лицевого аппарата — все это может повлиять на развитие речи. Консультация логопеда и диагностика могут быть рекомендованы, если ребенок мало говорит или совсем не говорит, когда уже пора, если он не произносит простые звуки либо заменяет их другими, если есть заикание, нарушения письма и чтения. Считается, что дефекты речи можно быстрее и легче всего скорректировать именно в дошкольном или младшем школьном возрасте.
Во время диагностического занятия врач может провести обследование, чтобы определить структуру и степень выраженности речевых нарушений. Коррекционные занятия у логопеда могут помочь обогатить словарный запас, усовершенствовать звукопроизношение, развить мелкую моторику и мимику, восстановить нарушенные функции, стимулировать познавательную деятельность. Также посещение логопеда может быть показано, чтобы скорректировать социальную адаптацию, научить ребенка правильно общаться с другими детьми в силу физических и психических возможностей.
Классическая программа коррекционных занятий с логопедом может включать в себя артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, обучение составлению грамотных предложений, выполнению звуко-буквенного анализа.
Логопед не только занимается развитием речи, но и играет роль психолога, выстраивая доверительные отношения с ребенком. Дополнительные занятия дома с родителями могут помочь ребенку усовершенствовать навыки, закрепить результаты и создать комфортную атмосферу в семье.